Сегодня, 27 января, состоялась пресс-конференция заместителя директора департамента образования и науки Людмилы Чеботарь. Людмила Григорьевна рассказала о плане действий по модернизации общего образования в Тюменской области на 2011-2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Первое направление модернизации – это переход на новые образовательные стандарты. С февраля 2010 года в качестве пилотного проекта в 32 школах юга Тюменской области первые классы уже перевели на новые стандарты. В процессе работы педагогам удалось «обкатать» всевозможные варианты, и уже выявились три модели. Первая – это мономодель, когда учитель полностью реализует стандарт учебного процесса и работает с детьми во внеучебное время. Это хорошая практика для малокомплектных школ, но получается, что дети все время находятся с одним взрослым человеком – своим педагогом. Вторая модель – корпоративная (тоже условное название), когда в школе есть три-четыре первых класса. С утра до обеда с ребятами занимается один учитель, а после обеда педагоги кооперируются, и один из них ведет для всех первоклассников одно направление, например, духовно-нравственное, второй – другое внеучебное направление. Таким образом, дети общаются уже с несколькими учителями, и потом, при переходе из начальных классов, им легче привыкнуть к педпгогам-предметникам. И третье, тоже условное название, межведомственная модель, когда во второй половине дня в процесс работы с детьми вовлекаются другие преподаватели, например, музыки, физвоспитания или задействуются педагоги других ведомств.
Эти три модели дают свои результаты, ни одна из них не проигрывает. Пока, как уже сказано работа ведется в рамках пилотного проекта. Но с первого сентября 2011 года ВСЕ первые классы перейдут на новые образовательные стандарты.
Важное направление модернизации общего образования – развитие системы поддержки талантливых детей. Такая работа в Тюменской области уже ведется, но она будет расширяться и углубляться. Как заметила Людмила Чеботарь, талантливый ребенок – не значит отличник, наша задача - дать ребенку возможность проявить себя. Будет регулярно обновляться единая информационная база данных талантливых детей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья. Также планируется расширение перечня конкурсных мероприятий муниципального и регионального уровней, в том числе, для детей-инвалидов.
Следующее направление модернизации образования – совершенствование учительского корпуса. Опыт только что закончившегося Года учителя выявил те направления, над которыми надо трудиться. Здесь, как считает Людмила Григорьевна, необходимо работать с молодыми учителями; выводить всех педагогов на публичные дискуссии, общаться, делиться опытом, а также проходить новые процедурные аттестации. Подчеркнем, что правила новой аттестации вступили в силу с первого января, а первые аттестуемые по новым правилам появятся в марте. Это будет: аттестация на соответствие должности и аттестация на соответствие категории.
Что касается изменений школьной инфраструктуры, то здесь ожидается эффективное использование имеющейся материально-технической базы учреждений образования, развитие информационных технологий, формирование информационного пространства каждой школы. А также создание возможностей для внедрения интегрированных и дистанционных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Еще одно важное направление модернизации образования – сохранение и укрепление здоровья школьников. Это введение третьего часа физкультуры в неделю, а, в общем - создание здоровьесберегающей среды в школах. Сюда включается целый комплекс мер, а именно: обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, обеспечение горячим питанием, наличие постоянного медицинского сопровождения учащихся. А также двигательная активность школьников в часы занятий и во внеучебное время, создание условий для занятия физкультурой и спортом, взаимодействие школ с Центрами здоровья и многое другое.
И последний раздел перечня мероприятий по модернизации общего образования – расширение самостоятельности школ. Иными словами, школы должны становиться более открытыми и публичными. Нужно обеспечить соблюдение принципа государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений.
План по модернизации общего образования в Тюменской области на 2011-2015 годы, как уточнила Людмила Чеботарь, принят Правительством ТО, а это значит, что он является для нас руководством к действию на ближайшие пять лет.